История серии Grand Theft Auto.

Материалы взяты с сайтов Playground и Gtavicecity, а так же отредактированы и дополнены командой DISKETTE ラウンジ.

Сегодня трудно представить себе игрока, который ни разу не играл в какую-нибудь игру из серии Grand Theft Auto. У неё имеется многомиллионная армия поклонников разных возрастов по всему миру. Общие продажи уже успели перемахнуть за 125 миллионов копий. Эту серию ругают политики, против её авторов подаются судебные иски, но она всё продолжает выходить. GTA проделала долгий путь от двухмерного экшена с видом сверху, до одного из самых известных франчайзов всех времен.

Первая часть Grand Theft Auto вышла на PC и PlayStation в далеком 1997 году, чуть позже, игра была портирована на Game Boy Color в урезанном виде. За разработку ответственна шотландская студия DMA Design, которая в 2002 году приобрела привычное для сегодняшнего игрока название – Rockstar North.

Мог ли кто-нибудь в то время предсказать, что в будущем GTAстанет одним из самых известных, популярных и скандальных брендов во всей игровой индустрии? Что её бюджеты и «кассовые сборы» будут соперничать с самыми громкими блокбастерами мира кино? Вряд ли. На самом деле, первая часть мало походит на своих именитых потомков, да и для своего времени отнюдь не блистала.

Grand Theft Auto – это двухмерная аркада с видом сверху. Множество игр в то время уже были трехмерными, так что GTA была представителем вымирающего жанра. Однако игре всё же удалось выделиться и привлечь внимание игроков. Чтобы понять, почему так произошло, нужно уяснить одну вещь: подавляющее большинство игр того времени – не были… жестокими. Они создавались с оглядкой на то, что большинство потенциальных игроков окажутся детьми. В них, конечно, не было плюшевых мишек и розовых пони, но и не демонстрировалось жестокого обращения против законопослушных налогоплательщиков. Чего не скажешь о Grand Theft Auto.

GTA имела редкий, для своего времени, возрастной рейтинг 18+ и, по правде сказать, являлась симулятором гангстера. Именно так: под руководством игрока оказывался заведомо дурной персонаж, который занимался различной преступной деятельностью. В первую очередь, это угон автотранспорта, за что игра и получила свое название. А также перестрелки с другими гангстерами, полицией, и даже нападения на обычных прохожих на улице.

Второй ключевой особенностью GTA является свобода передвижения по городу, что было еще более необычно для игр того времени. Здесь можно было попросту забить на все задания, угнать тачку и поехать, куда глаза глядят. Да и во время миссий город также не запирался: игрок волен сам выбирать путь до цели. Городов, на самом деле, было три: Либерти-Сити, Сан-Андреас и Вайс-Сити, которые основаны на реальных Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Майами соответственно. В ходе сюжета, после набора необходимого количества очков, игрока переправляли в новый город.

Несмотря на всю масштабность, уровни в игре всё же присутствуют. Для того, чтобы перейти с одного на другой, нужно набрать определенное количество очков. Даются они за разные действия – за угон тачек, за аварии, убийства. Но главным источником являются обязательные сюжетные миссии.

Арсенал в GTA был небогатый: пистолет, автомат, огнемет и гранатомет. Да еще бронежилет, выдерживающий три попадания. Зато с транспортом дела куда веселее: в игре были легковушки, грузовики, лимузины, а также святая троица – полицейские автомобили, пожарные машины и скорая помощь.

Персонаж игры так или иначе привлекает внимание полиции, совершая наезды на пешеходов, участвуя в перестрелках и других незаконных действиях. Если скрыться от блюстителей порядка не удастся, то игроку предстоит лишиться оружия, множителя очков, брони или быть убитым за сопротивление аресту. Сохранить игру было нельзя, прямо как в старых платформерах.

London 1969 – это дополнение для оригинальной Grand Theft Auto. В нем, как нетрудно догадаться, действие перемещается в Лондон. Что удивительно, без обычных ужимок, вроде изменения названия города на выдуманное (как Нью-Йорк и Либерти-Сити, например). Стилистика же соответствовала шестидесятым годам XX века. В игре можно найти массу отсылок к событиям того времени. К примеру, внешне главный герой был похож на Джеймса Бонда, первый фильм о котором появился как раз в шестидесятые. Движение транспорта в Лондоне, к слову, как и положено, было левосторонним.

К игре также было и третье дополнение – London 1961. В игру помимо самого Лондона был добавлен город Манчестер, новые диалоги и миссии. Дополнение являлось эксклюзивом для PC.

GTA 2 появилась в 1999 году. Была выпущена на PlayStation, PC и Dreamcast, также несколько укороченная версия вышла для Game Boy Color. Её графический движок был улучшен — он использовал DirectX и поддерживал графические ускорители Direct3D, но сама игра по-прежнему имела вид сверху. Геймплей отличался от предыдущих игр, так как игрок мог выбирать, на какие из криминальных организаций ему работать.

Главный герой у игры уже был определен заранее – его зовут Клод. Трудно сказать, тот же этот Клод, который позднее является главным героем GTA III, и появляется в GTA: San Andreas. Но события GTA 2 происходят много лет спустя указанных игр – в 2013 году. Надо думать, в 1999-ом для разработчиков он казался чем-то далеким, чего может и не быть из-за предсказанного конца света. Теперь Клоду предстоит путь на вершину преступного мира города «Anywhere City» . Надо полагать, таким названием разработчики пытались откреститься от любых связей с реальностью, либо от необходимости более достоверно моделировать город.

«Где угодно» традиционно разделен на три части: Даунтаун, Жилой и Индустриальный районы. Как и прежде, путешествие проходит из одного района в следующий. Для перехода нужно накопить сперва $1 000 000 в первом районе, затем $3 000 000 во втором, и $5 000 000 в третьем, для окончания игры. Появился новый способ траты денег: поход в церковь. Стоимость похода – $50 000, но оно того стоит: раздастся возглас «Аллилуйя! Ещё одна душа спасена!» – и игра будет сохранена! Но если при визите в церковь у Клода не оказалось нужной суммы, следовало ругательство «Проклятье! Нет подношения — нет спасения!».

Ключевую роль в GTA 2 играют банды, запустившие свои щупальца в мегаполис: Zaibatsu Corporation, появляется во всех районах. Кроме неё, в первом районе обитали: Якудза и Отморозки. Во втором районе: Ученые СРС и Деревенщины. В третьем районе: Кришнаиты и Русская мафия.

У каждой из банд есть свои особенности: фирменные цвета, логотип, автомобили и оружие. Но что самое главное: у них есть задания для Клода, которые можно получить по телефону-автомату. Как видно, разработчики даже не подозревали, что к 2013 году этот вид связи практически вымрет. Но чтобы получить задание у банды, нужно быть с ней в хороших отношениях. В углу экрана находится измеритель репутации у трех банд в текущем районе города. Если счетчик уходил влево, то задания банды становились недоступными. Когда игрок убивал представителей банды, он ухудшал отношения с ней, но улучшал их с другими бандами. При этом у банды с плохим отношением к Клоду появлялось более мощное оружие. Также у каждой банды имелся босс, а по окончании событий в районе города, эти боссы решали убрать Клода, но тот делал это первым.

ИИ во второй части серьезно улучшился. Некоторые водители вооружились пистолетами, а после угона игроком машины, они могут попытаться вернуть её себе. В городе могут происходить стычки между бандами, полицией и гражданскими – безо всякого участия со стороны игрока!Улучшению также подверглись транспортные средства. Теперь игра научилась учитывать их массу. Такси и автобусы начали подбирать пассажиров. Клод также теперь мог подрабатывать таксистом и водителем автобуса.

Арсенал второй части стал на порядок богаче: пистолет, узи, дробовик, огнемет, электрошок, гранатомет, гранаты, коктейль молотова. Получить новую пушку можно, подняв с земли, либо убив владельца. Также, что совсем удивительно, оружие можно установить на машину! В том числе: узи, мины, машинное масло и бомба, которая взрывается вместе с машиной.

Grand Theft Auto III вышла в октябре 2001 года на PlayStation 2, в мае 2002 на PC и в ноябре 2003 на Xbox. Игра была трехмерной и имела вид от третьего лица. Движок под названием RenderWareпозволил DMA Design (вскоре после выхода игры переименованной в Rockstar North) совершить этот маленький шажок для серий, ставший большим шагом для игровой индустрии. Конечно, трехмерные игры с открытым миром были и раньше, например Driver, или Body Harvest от самой DMA. Но GTA III существенно отличается от всего прочего тем, что она просто-напросто была всё той же GTA, то есть безбашенным симулятором бандита-отморозка, которому на растерзание отдан целый город!

Главным героем GTA III выступает молчаливый парень, который за всю игру не говорит ни слова. Да что там, мы и имени его не знали – все зовут его просто «парень». Правда, забегая вперед, парень появился также в GTA: San Andreas,где познакомился с Каталиной на нелегальных гонках. И там Каталина называет его Клодом. Нет веских оснований полагать, что это один и тот же человек, хотя и фактов, отрицающих такую возможность, также нет.

Действие Grand Theft Auto IIIпроисходит в городе Либерти-Сити. Напомним, что он также был первым городом в первой части серии. Традиционно, «Город Свободы» разделен на три района: острова Портленд и Стантон, а также часть материка Прибрежная долина. Изначально доступен лишь первый из них – Портленд. Позже, по ходу сюжета (а не после набора необходимого количества очков, как раньше), один за другим открываются еще два района. Причем вынужденный переезд в следующий район города, не закрывал доступ на предыдущий, как было ранее. Передвигаться между ними можно по туннелям, навесным мостам и даже на метро. В каждом из районов есть по одной квартире, при входе в которую можно бесплатно и бесконечно сохранять свой прогресс. Ближайшая из них всегда показана на радаре. В отличие от предыдущих игр серии, в GTA III появилась динамическая смена времени суток, а также погодных условий.

В Портленде в основном живут бедные сословия, а главными достопримечательностями являются: небольшой парк, порт, китайский квартал и особняк на вершине холма. Примерно посреди Стантона располагается деловой центр, много небоскребов, стадион, большая стройка здания «Стантон Плаза» и небольшая пристань. В Прибрежной долине преобладают частные особняки, есть дамба, а самое главное – «Аэропорт Фрэнсис Интернешнл», в котором можно найти единственный в игре самолет, которым можно воспользоваться. Кстати, дабы игроки не пытались повторить инцидент «11 сентября», у Додо были укорочены крылья, что сильно усложняло управление.

На самом деле, из-за трагедии, случившейся почти перед самым выходом игры, её релиз был отложен на три недели, из-за необходимости изменить некоторые игровые моменты, дабы уменьшить сходство Либерти-Сити и Нью-Йорка. К примеру, бело-голубые цвета полицейских машин были заменены на черно-белые. Ну, да это и не так важно. В игре по-прежнему осталось много интересного. Либерти-Сити цепляет всерьез и навсегда. Если не гнать сломя голову к финальным титрам, то можно найти очень много разнообразных надписей, плакатов и рекламных щитов, многие из которых отменно пародируют реально существующие бренды и слоганы. Повсюду на земле лежат газеты с заголовками «Видели зомби-Элвиса». И еще много-много самых разных приколов, нахождение которых будет вознаграждением для внимательного игрока.

GTA III начинается с того, что та самая Каталина, которая была с Клодом около 9 лет (события GTA: San Andreas – 1992 года, GTA III – 2001), неожиданно предает его при ограблении банка, стреляет в него, и уезжает с колумбийцем по имени Мигель. Так наш парень оказывается за решеткой. Ему светит десять лет, но при перевозке в тюрьму, на полицейский конвой нападают неизвестные, чтобы освободить кого-то из своих. При этом они заодно освобождают Клода и его попутчика с забинтованными руками, а затем неожиданно взрывается мост Каллахан, где всё это действие происходило, унеся с собой налетчиков. Так что в живых остаются только Клод и парень, по кличке 8-Ball. Вместе они покидают мост и останавливаются в гараже «У Эдди», чтобы сменить тюремную одежду и отсидеться. После этого Клод, по рекомендации 8-Ball, поступает на работу к итальянской мафии. А дальше – долгая дорога по следам Каталины.

Сначала Клоду не очень доверяют, и заставляют делать самую грязную и мелкую работу, вроде развоза проституток и угона автомобилей. Но потом, когда он попадается на глаза людям, занимающим более высокое положение, он постепенно приобретает авторитет и удостаивается внимания самого дона Сальваторе Леоне. Однако, как известно, быть слишком близко к начальству не только выгодно, но и опасно. Это правило Клоду придется ощутить на собственной шкуре. Позже ему предстоит работать на многих очень странных персонажей, вроде любительницы пыток и человека, который прячется от ФБР в общественном туалете. Все это дело демонстрируется посредством небольших роликов в начале и конце миссии. Они, кстати, больше не начинаются в телефонной будке. Вместо этого Клоду нужно прийти в обозначенную на радаре точку, отмеченную большим красным кружком. Хотя и «телефонные миссии» в игре также остались. Через них Клоду звонят представители банд и предлагают работенку, не связанную с сюжетом. Также в наличии задания «Ярости», в которых предлагается истреблять бандитов, либо автомобили, из предложенного оружия. А если сесть в фургон с надписью «Серьезные игрушки» – начиналось задание с использованием маленьких радиоуправляемых машинок, начиненных взрывчаткой, с помощью которых нужно подрывать машины банд, ещё в нескольких машинах предлагается преодолевать неровности местности, собирая чекпоинты. Дело рискованное, ведь Клод может свалиться в море, а плавать он, кстати, не умеет. По городу расставлены трамплины, на которых предлагается совершать «уникальные прыжки». В первом и последнем районах города можно найти гаражи, в которые требуется загнать определенные виды машин. Ну и, разумеется, осталось вспомнить о «профессиональных» миссиях – их можно активировать, сев в машину такси, скорой помощи, пожарную и полицейскую.

Автомобилей в игре было 50 штук, а также 3 лодки и 1 самолет. Физическая модель далека от совершенства, даже по меркам того времени. Повреждения только визуальны и на ходовые качества не влияют. Когда заканчиваются хитпоинты, машина загорается и взрывается. То же происходит после переворота на крышу. Оружие в третьей части было следующее: собственные кулаки, бейсбольная бита, пистолет, узи, дробовик, Автомат Калашникова, М16, снайперская винтовка, РПГ-7, огнемет, гранаты, коктейль молотова и детонатор для бомбы, установленной в машине. Всё это оружие можно таскать с собой, а потолок патронов установлен в 9999. Также можно было найти броню, которая давала персонажу дополнительно 100 очков урона. Всё это добро можно найти на улице, купить в магазинах или получить даром – если собирать спрятанные пакеты. За каждые десять найденных пакетов, возле каждой из квартир Клода появляется новое оружие.

Grand Theft Auto: Vice City вышла всего через год после третьей части? в 2002 на PlayStation 2, а в 2003 на PC и Xbox. Если помните, Vice City– второй город из первой части Grand Theft Auto. Игра начинается с заставки, стилизованной под командную строку компьютера Commodore 64. А вскоре после запуска, понимаешь, что оказался в прошлом – в Майами 1986 года. В игре, правда, город называется вымышленным именем – Vice City, но сомнений в том, какой город послужил образцом, быть не может. Вайс-Сити разительно отличается отЛиберти-Сити: он немного больше, разделен лишь на два района и намного более цветастый. По улицам ходят полуголые девушки, пальмы раскачиваются на ветру, яхты стоят на причале, богачи играют в гольф, а главный герой — Томми Версетти, судя по одежде, просто отправлялся в отпуск.

Базовая механика за год изменилась не сильно, но зато авторы сосредоточились на расширении возможностей игрока. Так, теперь стало возможной покупка недвижимости. Часть её предназначена для создания дополнительных точек сохранения, а другая приносит прибыль. Во второй половине игры, перед игроком ставится задача по приобретению особенно важных предприятий: таксопарка, фабрики мороженого (прикрытие для наркоторговцев), клуба «Малибу», автосалона и даже порностудии. Там также выдаются задания, связанные с производственными и распространительными делами. Чтобы игрок не потерялся в этом огромном городе, в игру, помимо радара, наконец-то была встроена полноценная карта. В отличие от Клода, Томми не прочь временами сменить гардероб, хотя и стандартные «гавайка» с джинсами – очень идут ему. Многие костюмы становятся доступны после определенных миссий. Переодевание также снижает уровень розыска полиции.

Возможно, не самым важным, но всё же довольно интересным нововведением можно считать изменение номера в гостинице, в котором останавливается Томми. После некоторых сюжетных миссий, он приносит в номер «трофей» – например маску, после ограбления банка. И, конечно, здесь можно найти «бесконечное» оружие – которое по-прежнему появляется по мере нахождения спрятанных вещей – в этот раз статуэток, внутри которых перевозили наркотики. Арсенал также серьезно переработали. Во-первых, его теперь стало намного больше. В связи с этим, не всё можно таскать с собой – оружие разделено на несколько видов: кастет (вместо кулаков), ближний бой (бита, нож, бензопила, катана а также ассортимент магазина инструментов) пистолеты (9мм-пистолет и револьвер), дробовики и ружья (ружьё, дробовик, автоматический дробовик), автоматы (М4, Ингрэм, Тес 9, Kruger, MP5), а также тяжелое вооружение (М60, Снайперская винтовка, PSG-1. Гатлинг, Огнемет, Гранатомет). Взятие другого оружия из той же ячейки – выбрасывало из неё старое оружие. Помимо сотни моделей автомобилей, в «Вайсе» можно встретить шесть видов мотоциклов, семь летательных аппаратов (в основном вертолетов) и пять лодок. Плавать Томми, как и Клод, не умеет, зато летает отлично.

Большая часть побочных заданий перекочевала из предыдущих частей. Прежде всего, это «профессиональные» миссии на машинах городских служб. К ним прибавилось задание по развозке пиццы, безумной продолжительности – более часа. Угонять машины по списку также можно, теперь он находится в автосалоне. Миссии ярости не претерпели изменений. Гонок стало только больше, как и различных заданий с преодолением препятствий. Появилась возможность грабить магазиноы, после чего нужно было скрываться от полиции. Вместо взрывающихся игрушечных машинок, в моде нынче вертолеты и самолеты.

В 2004 мир узрел мощь GTA: San Andreas, сначала счастливые обладатели PlayStation 2, а год спустя — PC и Xbox. Действиепроисходит в 1992 году в вымышленном штате Сан-Андреас. В игре больше не один город, а три:Лос-Сантос, Сан-Фиерро и Лас-Вентурас. Причем, в дополнение к каждому из них, также имеется сельская местность (в случае с Лас-Вернтурас – пустынная), которая по большей части в игре используются как трасса для нелегальных гонок. Таким образом, общая площадь игрового мира San Andreas в пять раз больше, чем в GTA III и в четыре, чем в GTA: Vice City. Города и прилегающая к ним местность разделены между собой широкой рекой, через которую построено много мостов. Железная дорога проходит между всеми тремя городами и имеет несколько станций. Также можно быстро перемещаться между локациями с помощью аэропортов.

Лос-Сантос основан на Лос-Анджелесе. В нём очень много совершенно не похожих один на другой районов. Здесь полным-полно отсылок к реальному Лос-Анджелесу. Чего только стоят аллея славы и огромная надпись «Вайнвуд» на холме, за которым также расположен одноименный район, состоящий из богатых вилл знаменитостей. Но также здесь есть и гетто, где проживают неблагополучные семьи, многие из которых с самого детства вынуждены воровать для того, чтобы выжить. Лос-Сантос разрывает противостояние банд, состоящих из негров и мексиканцев. В деловом центре города расположено множество небоскребов, с самого высокого из которых можно прыгнуть с парашютом. На стадионе здесь проходят миниатюрные гонки на машинах Наскара. Сельская местность у Лос-Сантоса не слишком примечательная. Просто фермы, завод, да несколько маленьких деревушек. Сан-Фиерро, основанный на Сан-Франциско, более всего он интересен своими холмами – по ним, очень классно, можно прыгать сверху вниз на быстрой машине или на мотоцикле, а вот подниматься можно довольно долго. Также здесь есть собственная трамвайная система. Трамвай невозможно уничтожить или затормозить. В доках находится корабль, который скупает угнанные машины по спискам. Сан-Фиерро – автомобильная столица штата. Здесь находится автошкола экстремального вождения, после которой Си-Джея приглашают принять участие в нелегальных гонках. Что касается легальных, то на стадионе здесь проводится дерби. В городе правят балом семьи триады, а также сутенеры и бандиты, которые имеют связи с бандами Лос-Сантоса. Сельская местность интересна разве что наличием настоящей горы – Чилиад, с вершины которой проводится труднейший чемпионат – спуск на горных велосипедах. Лас-Вентурас, как не трудно догадаться по названию – это местный Лас-Вегас. Главной и единственной достопримечательностью, как и знаменитого прототипа, является очень длинная главная улица, занятая казино и отелями. В казино, к слову, можно играть в некоторые азартные игры, выигрывая или проигрывая до миллиона долларов за раз. Этими самыми казино управляют три семьи итальянской мафии, Леоне, Форелли и Синдакко, а также знакомые по Сан-Фиерро триады. Неподалеку от города есть огромный добывающий карьер, в котором можно подработать на самосвале. Но самое интересное начинается дальше, в жаркой пустыне. Здесь есть заброшенный аэропорт, превратившийся в кладбище самолетов, строго засекреченная военная база «Зона 69» и огромная гидроэлектростанция на дамбе.

Главным героем в GTA: San Andreasявляется Карл Джонсон, или просто Си-Джей. Он черный, и вырос в неблагополучной семье в гетто Лос-Сантоса. Игра начинается с того, как Си-Джей прилетает из Либерти-Сити, в котором он жил последние пять лет, на похороны матери. По прибытии на него тут же нападают продажные копы, обвиняют в убийстве офицера и бросают на улице враждебной банды. Опоздав на похороны, Карл, тем не менее, застает на кладбище своих брата Свита и сестру Кендл, а также знакомых с детства Райдера и Большого Смоука. От них он узнает о тяжелом положении банды Грув Стрит, после чего решает остаться, чтобы помочь наладить дела.

Также в игре масса отсылок к предыдущим частям серии. На самом деле, GTA III, Vice City и San Andreas – часто называют трилогией, поскольку они происходят в одной вселенной, и их события часто пересекается. Так, горячая мексиканка Каталина знакомится с Карлом ради совершения пары ограблений, после чего бросает его ради нелегального гонщика Клода, который отвозит её в Либерти-Сити. Чем закончился этот роман, мы знаем по GTA III. Один из владельцев казино в Лас-Вентурас в будущем также отправится в «Город Свободы», его зовут Сальваторе Леоне, и на глазах у Си-Джея в казино Калигула он знакомится с официанткой Марией Латоре, на которой во времена GTA III он уже женат. Сальваторе также устраивает Си-Джею короткий визит в Либерсти-Сити, в бистро «У Марко». А прямиком из Вайс-Сити в Лас-Вентурас прибывают адвокат Кен Розенберг и продюсер звукозаписи Кент Пол.

Впервые, со времен GTA 2, в серию вернулась возможность взаимодействия с бандой. Лос-Сантос поделен на сектора, цвета которых отмечаются на карте в зависимости от владеющей ими банды. Конечной целью является полное «озеленение» всей карты. Начинать придется с маленького кусочка, включающего улицы вокруг родного дома Си-Джея. Чтобы завоевать хотя бы один новый кусочек, нужно развязать на нем войну с бандой: убить несколько её членов, после чего выдержать три атаки этой банды, одна мощнее другой. Себе на помощь можно брать несколько товарищей из банды «Грув Стрит» – чем выше авторитет, тем больше можно взять бойцов. Они также могут залезть с Карлом в машину, или сесть на заднее сидение мотоцикла. После захвата территории, её начинают патрулировать члены банды. Также рядом с домом Карла можно будет забирать прибыль, полученную от удерживаемых районов. Но не всё так просто: вражеские банды часто пытаются отбить назад свои территории – нужно ехать и подавлять бунт, иначе территория будет потеряна.

Что интересно, в игре появились стриптиз-клубы, которые Карл может посетить, и где может даже заказать приватный эротический танец. Проституток, которых можно «снимать», будучи в машине, никто также не отменяет. Но что еще более занимательно, теперь Карл может заводить подружек. Они есть как в городах, так и в сельской местности. Две из них встречаются в ходе сюжетной линии, но остальных нужно искать самостоятельно. Естественно, что никто из них не подозревает о существовании остальных.

Побочных заданий стало намного больше, чем раньше, даже притом, что были потеряны миссии ярости. А вот «профессиональные» задания никуда не делись: скорая помощь, такси, полиция, и пожарники по-прежнему ожидают своего героя. К ним также присоединились сутенеры даже машинисты местных поездов. Кроме того, можно подработать домушником, дальнобойщиком, курьером, парковщиком, водителем карьерного самосвала и авто- мотогонщиком на стадионах. GTA прибавила в количестве мини-игр. Так, зайдя в бар, можно сыграть в бильярд на деньги. С помощью игрового автомата, или домашней приставки в доме Си-Джея, можно сыграть в несколько древних видеоигр. В клубах можно танцевать, а на некоторые машины можно установить гидравлическую подвеску, после чего можно участвовать в соревнованиях лоу-райдеров.

Стоит отметить, что Си-Джей умеет куда больше, чем герои предыдущих игр. Карл умеет скрытно передвигаться присев, а подкравшись сзади с ножом, может убить противника, перерезав тому горло. Может запрыгивать и перебираться через препятствия. Может изучить один из трех видов единоборств у мастеров в спортзалах. Еще он не боится летать на джетпаке, прыгать с парашютом, даже умеет плавать и нырять! Карл в состоянии пополнить свой гардероб, совершая покупки в многочисленных магазинах одежды Сан-Андреаса. Он часто совершает походы в парикмахерскую, где за скромную плату можно выбрать одну из многочисленных причесок, а также – салон татуировок, где можно покрыть большую часть тела героя разными татуировками. Пожалуй, одним из самых удивительных нововведений в GTA: San Andreas стали параметры главного героя. У Си-Джея есть следующие показатели: жир, выносливость, уважение, объем легких, внешность, мускулатура, навыки водителя, навыки пилота, навыки мотоциклиста, навыки велосипедиста, а также опыт азартных игр и умения стрелять из каждого вида оружия в отдельности!

Арсенал почти не отличается от того, что было в GTA: Vice City. Тем не менее, в числе взрывчатки теперь значатся такие вещи, как газовая граната и С4 с дистанционным детонатором. Появились некоторые полезные вещи: огнетушитель, баллончик с краской и пленочный фотоаппарат. В связи с появлением девушек, для них можно находить подарки: букет цветов, трость и вибратор. Смеха ради, их можно использовать в бою. И последнее: прибор ночного видения с тепловизором, а также парашют (одноразовый). Как уже сказано ранее, для каждого из видов огнестрельного оружия существует отдельная шкала навыков. Чем выше навык, тем точнее стреляет оружие, а на максимальном уровне одноручных стволов – их можно будет брать по одному в каждую руку! Быстрее всего повысить навыки можно в тире, в сети традиционных оружейных магазинов «Амму-Нация».

Вместо обычных ста спрятанных вещей, в Сан-Андреасе было много уникальных предметов коллекционирования. Так, в Лос-Сантосе предлагается закрасить 100 граффити вражеских банд, за них в доме Си-Джея появляется четыре вида оружия. В Сан-Фиерро есть 50 ракурсов для фотоснимков – значков, которые видны только в объективе камеры, за них также появляется четыре вида оружия около гаражной мастерской в Доэрти. В Лас-Вентурас было разбросано 50 счастливых подков, за них четыре вида оружия появляются около казино Четырех Драконов. Также по всему штату были разбросаны 50 ракушек (за ними нужно нырять, а награда – увеличение объема легких и привлекательности) и 70 уникальных прыжков, за которые платят деньгами.

Если вдруг вам показалось, что в предыдущих играх серии – слишком мало транспортных средств, то такого точно нельзя сказать про San Andreas. И речь даже не о банальном добавлении новых тачек и мотоциклов, хотя и с этим у игры в порядке. Главное, что появились целые новые категории: это два велосипеда, множество самолетов (включая огромный пассажирский лайнер, пассажирский самолет поменьше, кукурузник, аэроплан и военный истребитель, вооруженный самонаводящимися ракетами), трейлеры с прицепами, которые отсоединяются и присоединяются, эвакуатор с управляемым краном, комбайн, квадроцикл, карт и даже поезд, пусть и кататься на нем можно только по рельсам. Есть ещё замечательная штука, под названием джетпак. Одев его, можно летать, и даже стрелять, целясь, будто находишься вне транспорта. Помимо привычной станции покраски, можно посетить мастерскую, где большинство автомобилей можно «прокачать» по полной. Замене подлежат детали кузова, колесные диски, спойлеры, на кабриолеты можно установить крышу, на некоторые машины устанавливается гидравлическая подвеска, можно установить нитро, отдельно выбрать цвет для салона и наружной покраски, и даже виниловый рисунок!

Grand Theft Auto Advance вышла в том же году, что и San Andreas, но была разработана эксклюзивно для портативной консоли Game Boy Advance от Nintendo. Действие разворачивается в Либерти-Сити из GTA III, с небольшими изменениями, такими как отсутствие наклонных поверхностей, туннелей и метро. Всё потому, что игра была двухмерной, с видом сверху, подобно GTA и GTA 2. Ну, а чего вы ждали от Game Boy Advance? Тем не менее, игра должна быть интересна именно фанатам третьей части. Действие в GTA Advance происходит за год до GTA III. Среди персонажей встречаются старые знакомые, а также слабо раскрытые ранее банды Ярди и Колумбийский картель. Играть предстоит за мелкого преступника Майка, который с другом Винни пытался заработать денег, чтобы убраться из Либерти-Сити. Последним делом должна была стать работа на мафию Сальваторе Лионе, но Винни был убит, а Майк решает отомстить убийцам. В игре всё также в наличии «вспышки ярости», спрятанные пакеты и трамплины, которые были передвинуты, профессиональные миссии – полиции, скорой помощи, пожарной. Плюс расширенный набор оружия.

В 2005 специально для портативных консолей PSP была сделана Grand Theft Auto: Liberty City Stories, год спустя её адаптировали для PlayStation 2. Действие Liberty City Stories происходит в Либерти-Сити 1998 года, игра является приквелом к GTA III. Главный героей — Тони Сиприани, уже знакомый игрокам GTA III, там, в будущем , он занимал высокое положение при доне Лионе и давал Клоду задания против триады. Тони прибывает в город, где поступает на службу к дону Сальваторе Лионе и другим боссам мафии. Вообще говоря, сюжетная кампания довольна длинная – 70 миссий. Помимо Сальваторе, встречаются и другие старые знакомые: Дональд Лав, Фил Кэссиди, Мария Латоре, 8-Ball и Мигель.

Что интересно, Либерти-Сити здесь не такой, каким мы видим его в GTA III. Всё же разница в три года. К великому ужасу, районы города также изолированы друг от друга, да только туннели и метро в ходе этой игры так и не будут достроены, как и мост Каллахан, через который можно переправиться только на трамплинах. Кроме того, изменениям подверглись многие здания, которые в разное время принадлежали разным владельцам.

В LCS были следующие побочные миссии: водитель мусоровоза, «Кармегеддон» – беспорядки на пожарной машине, развозка пиццы, продажа автомобилей, продажа мотоциклов, гид по Либерти-Сити, «ангел мести» – костюмированная миссия по ловле нарушителей порядка, стрельба с сидения на мотоцикле по указанным машинам. Кроме того сохранились и старые знакомые: профессиональные миссии, вспышки ярости, гонки, телефонные миссии, угон, уникальные прыжки, сбор секретных пакетов.

Год спустя, в 2006, на волне успеха LCSRockstar Games радуют своих фанатов игой Grand Theft Auto: Vice City Stories для PSP и версией для PlayStation 2 в 2007. По традиции игр серии Stories GTA: Vice City Stories это приквел к оригинальной GTA: Vice City. Действие происходит в Вайс-Сити в 1984 году, за два года до событий оригинала. Играть предстоит за Виктора Вэнса, брата Лэнса Вэнса, знакомого по GTA: Vice City. Более того: Виктор был одним из дилеров в стартовом ролике оригинала. Он был убит людьми Диаса, в то время как Лэнс и Томми Версетти уходят, бросив на месте сделки наркотики и деньги. Но это будет после.

В Grand Theft Auto: Vice City Stories – Виктор Вэнс – честный парень, поступающий на срочную службу в форт Бакстер, под командование сержанта Мартинеса. В отличие от Виктора, Мартинес не понаслышке знаком с преступным миром Вайс-Сити. Он даже подряжает Виктора на несколько грязных дел. В конце последнего задания, Мартинес подставляет Виктора, за что того увольняют из армии. После чего ему не остается ничего другого, кроме как продолжить вливаться в криминальный мир Вайс-Сити. В определенный момент, он начинает строить свою собственную преступную империю вместе с братом Лэнсом. Они занимаются многими вещами: рэкет, ростовщичество, грабежи, наркоторговля, сутенерство и контрабанда.

К традиционным миссиям полицейского, скорой помощи, такси и пожарника, прибавились новые: медицинский вертолет, вертолет для тушения пожаров, работа пляжного патрульного. Также нужно было доставлять транспорт по спискам, собирать воздушные шарики, чтобы получать бесплатное оружие, выполнять миссии ярости и уникальные прыжки. Город в VCS несколько отличается от оригинального. Часть зданий можно найти недостроенными, либо вовсе не существующими. Появилась возможность прокатиться на колесе обозрения, побывать в парке трейлеров. В порту появился плавучий ресторан.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Grand Theft Auto IV это графика. На момент выхода (2008 год), игра была очень технологична и требовательна к железу вашего PC. Так, купив недавно системный блок за тысячу долларов, приходилось мириться с тем, что максимальных настроек графики вам не видать, что удивительно, ведь прежде игры серии всегда серьезно отставали от других в плане технологий, беря масштабом и геймплеем. Это объяснялось в первую очередь слабостью приставки PlayStation 2, да и масштабы были несравнимы с другими играми. Теперь же подобных ограничений не было, PlayStation 3 и Xbox 360 позволили сделать куда более детализированный и технологичный игровой мир. В игре был использован новый движок фирменной разработки: RAGE (Rockstar Advanced Game Engine). Он поддерживал технологию DirectX 9 и на полную катушку её использовал. Также у игры была выдающаяся физическая модель поведения транспорта, и даже некоторых разрушаемых объектов. Впервые в GTA чувствовалась работа подвески, а машины получали очень реалистичные внешние повреждения. Кроме того, в игре использовалась инновационная технология Euphoria, на которой была сделана анимация персонажей. Например, теперь при лобовом столкновении на большой скорости, можно вылететь через лобовое стекло, постоянно ударяясь об объекты, постепенно теряя скорость и здоровье. Чего уж говорить о реалистично сбиваемых пешеходах. Также, очень качественно, была реализована реакция на ранения из огнестрельного оружия.

Действие игры вновь происходит в Либерти-Сити, но не в том, который был в GTA III. В GTA IV стартует новая «эпоха»: игра больше не пересекается с событиями предыдущих частей. В ней нет старых персонажей, даже упоминаний о них. Хотя при этом игра сохранила много ранее выдуманных пародий на бренды. Преимущественно к ним относятся названия транспортных средств, которые теперь недвусмысленно похожи на некоторые реальные модели. Также сохранились модные бренды, торгующие одеждой, названия забегаловок вроде Burger Shot или Cluckin Bell, напитки Sprunk и eCola.

Новый Либерти-Сити куда более похож на настоящий Нью-Йорк, чем когда-либо. Он традиционно разделен на три части: Брокер (основан на Бруклине), Алгонквин (Манхеттен) и Олдерни (Нью-Джерси). Кроме них существуют также «островки», вроде Бохана (Бронкс), самого большого из них, а также остров со «Статуей Счастья» (пародия на Статую Свободы – в игре она имеет лицо Хилари Клинтон, а в руке держит стакан кофе). Все вместе они соединены многочисленными мостами, туннелями и высокой железной дорогой. Кроме того, впервые в серии появилась возможность взять такси, которое могло отвезти вас к любому отмеченному на карте объекту (включая метки игрока в любом месте карты). Главный герой садился в машину, выбирал маршрут и скорость (быстрее – дороже), после чего такси начинало ехать, а игрок мог смотреть на улицы вокруг, на всем протяжении поездки. Также на станции вертолетов можно заказать экскурсию по Либерти-Сити с высоты птичьего полета. Ну, или угнать один, и осмотреть всё самостоятельно. Следует признать, город в GTA IV сильно уступает масштабами штату Сан-Андреаса. Он здесь всего один, и полностью отсутствует сельская местность. Зато «Город Свободы» в разы превосходит Сан-Андреас детализацией. Это относится не только к технической части, хотя и она, безусловно, сыграла свою роль. Но в большей степени это заслуга дизайнеров. Пустых мест, какие были ранее, в GTA IV нет вовсе. В начале игры легко забыть о заданиях – хочется просто кататься и рассматривать улочки, витрины магазинов, вывески, рекламные плакаты и щиты.

Главным героем в Grand Theft Auto IV стал эмигрант из восточной Европы – серб, по имени Нико Беллик. Он приплывает на корабле в «Страну больших возможностей», чтобы начать жизнь с чистого листа. В прошлом ему довелось воевать на настоящей войне, где он насмотрелся всякого, после чего стал видеть мир очень цинично. А вернувшись на родину, Нико не смог найти честной работы – никто не хотел брать солдата. Тогда ему пришлось заняться преступными делами – в частности контрабандой, перевозкой нелегальных товаров, и даже рабов. Но одно из предприятий сорвалось, корабль затонул вместе со всеми товарами. Нико чудом удалось спастись, но его босс, по имени Рэй Булгарин, посчитал, что Нико должен ему деньги. И тогда ему пришлось отправиться Либерти-Сити, где в роскошном особняке, в окружении супермоделей, и с множеством спорткаров в гараже, уже десять лет проживает его кузен Роман Беллик. По крайней мере, так всё описывал в письмах он сам. Ступив с корабля на твердую землю в порту Либерти-Сити, Нико обнаруживаем Романа, грязного, пьяного и за рулем такси. Вместо особняка он обитает в грязной однокомнатной квартире, а из машин у него только такси из его маленького таксопарка. Да и тот всё еще только чудом остается на плаву: Роман задолжал деньги ростовщику, а к тому же частенько проигрывается в карты. Не трудно догадаться, что теперь Нико придется заботиться не только о себе, но и о непутевом кузене. План начать новую жизнь быстро превращается в такую же голубую мечту, как и особняк Романа. Ему придется работать на ростовщика, потом на его босса, а потом на наркоторговцев, мафию. На любого, у кого есть деньги.

Rockstar любит раскрывать темы, которые часто замалчиваются. В этот раз они обратились в сторону иммигрантов из восточной Европы и России. Юг Бохана, первого из районов игры, полностью отдан именно русским. Здесь есть такие заведения, как кабаре «Перестройка» и бар «Товарищи». Здесь прохожие на улице часто разговаривают на русском языке, с Нико или просто по телефону. А в первом магазине одежды можно купить разные виды треников, и даже шапку-ушанку с серпом и молотом на лбу. Как замечает Нико, «эта одежда выглядит так, будто привезена с нашей родины». Очень приятной особенностью игры стала радиостанция Vladivostok FM, на котором играют только отечественные песни! Ди-джеем выступила украинская певица Руслана, а рэпер Серега записал для игры эксклюзивный трек, под названием «Вторжение».

В своей квартире Нико может просто сесть в кресло или на диван, и начать смотреть телевизор. В нем было несколько каналов и телепередач, включая исторические хроники, мультсериалы, гламурные телешоу и прочее. Всё это было исполнено на движке игры и озвучено актерами. Как и всё прочее в игре, телепрограммы были переполнены от сатиры, пародий и просто задорного юмора. Еще два важных нововведения – это мобильный телефон и интернет. Если раньше на телефон можно было только получать звонки (а у Клода и вовсе был только пейджер), то теперь функций стало не в пример больше. Во-первых, теперь можно звонить всем знакомым персонажам самостоятельно. Так можно пригласить девушку на свидание, или друга на попойку. Еще у телефона есть камера, снимки которой могут сохраняться. Войти в интернет можно в одном из многочисленных интернет-кафе, либо из квартиры в Алгонквине. Там Нико мог просмотреть свою почту и даже ответить на неё, почитать новости, многочисленную рекламу и даже познакомиться с девушкой. А еще здесь можно подобрать обои для телефона и мелодию для звонка и приема смс.

Если GTA: San Andreas и предыдущие игры только приносили в серию новые миссии, то GTA IV большинство из них потеряла. Из профессиональных остались только задания полиции и такси (для таксопарка Романа). На своём месте гонки и задания по угону машин. Последние теперь несколько изменились: на телефон Нико приходит фотография машины и название улицы, где она стоит. Так что игроку приходилось вначале опознать место и машину, и после перегнать её в гараж. Из хорошо забытого старого вернулись миссии, получаемые через телефонный автомат, которые заключались в совершении заказных убийств. Вот и всё. Разве что, остались уникальные прыжки и спрятанные вещи, в роли которых в этот раз выступают 200 голубей, воркующих при приближении, и которых нужно перестрелять. К великому удивлению, никого бонуса в виде бесплатного оружия после истребления голубей не предусмотрено.

Но не всё так плохо: появилось много побочных заданий с сюжетом. На улицах расставлено множество персонажей, которым нужна помощь Нико Беллика. Как правило, задания односложные – подвезти, или убить кого-то. Что более интересно: в ходе основной сюжетной линии есть возможность сохранить «заказанным» персонажам жизнь. В этом случае, вы сможете найти этих персонажей где-то в городе, и получить от них задание. К свиданиям из прошлой части, прибавились также тусовки с друзьями. С друзьями Нико может знакомиться в ходе сюжета. А вот девушек придется поискать на сайте знакомств. И те и другие практически не отличаются, по сути, за исключением начала (у каждой девушки разные вкусы в плане одежды и машины Нико) и финала – к друзьям Нико не заходит домой на чашечку кофе. Цель у данных мероприятий – завоевать расположение, в числовом эквиваленте. Когда оно становится высоким, персонажи начинают оказывать Нико услуги: организуют хорошо оплачиваемую работу, привезут и продадут оружие со скидкой (потому теперь практически нет смысла искать его на улицах), зарядят бомбу в машину, отвадят полицию, организуют скидку в магазине модной одежды и в таком духе. Для организации встречи нужно позвонить персонажу и указать место, куда намереваетесь свозить его (её). Встречаться с разными персонажами нужно в разное время, потому что у всех разный график жизни, и если вы их разбудите, они обижаются. Также они сами могут звонить и приглашать Нико потусить. Свидания и встречи могут проводиться в одних и тех же местах. В забегаловке, в клубе, в баре, в кабаре, где показывают шоу и даже в стриптиз клубе, где нужно заказать приватный танец. Также были мини-игры: боулинг, бильярд и дартс. За одну встречу или свидание можно посетить несколько мест, после чего нужно отвезти персонажа домой.

Самым выгодным, с точки зрения улучшения отношений, является поход в бар. Там Нико с другом или подружкой напиваются и начинают рассказывать то, что думают на самом деле. Временами очень интересно. А на выходе оба оказываются пьяны настолько, что начинают ходить задом и постоянно падают. Везти машину в таком состоянии очень тяжело – камера качается, машина сама поворачивает куда хочет, так еще и полиция начинает погоню, если увидит. Из-за этой особенности вокруг GTA IV разразился очередной небольшой скандал. Некоторые люди увидели в этом пропаганду езды в нетрезвом виде. Якобы, игра учит людей, как ехать на машине, будучи в состоянии алкогольного опьянения. В интернете даже появился ролик: человек играл в GTA IV две недели, где вел машину нетрезвым Нико. После чего он выпил сам и попытался ехать на машине в игре. Результат: игра вовсе не дает никаких навыков вождения в нетрезвом виде.

В плане кастомизации главного героя GTA IV сильно уступает San Andreas. В Либерти-Сити более нет парикмахерских и салонов татуировки. Да и ассортимент магазинов одежды не поражает воображение. Впрочем, обставлен поход в них более интересно: можно подойти к любому товару и примерить его. Вся одежда по-прежнему доступна в гардеробе в квартире Нико.

В плане арсенала четвертая часть вновь уступает San Andreas в количестве – оружия всего 15 образцов. Из арсенала полностью исчезли подарки и почти все виды холодного и тяжелого оружия. Смотрите сами, что осталось: нож, бейсбольная бита, пистолеты Глок 22 и Пустынный орел, узи и SMG, помповый и боевой дробовики, АК-47 и М4, две снайперские винтовки, РПГ-7, коктейль молотова и осколочная граната. Зато боевая система претерпела существенные изменения. В первую очередь это касается введения набирающей популярность системы укрытий из Gears of War. Нико и его враги могут припадать практически к любому препятствию, включая машины. Перестрелки стали намного реалистичнее, тактичнее, хотя и потеряли при этом в азарте и динамике. Впрочем, в свободное от миссий время, никто не помешает вам взять РПГ и пойти взрывать все встречные машины и вертолеты. Больше не обязательно выходить из машины, чтобы открыть прицельную стрельбу. Нико может разбить стекло и высунуть легкое оружие (пистолет или пистолет-пулемет), а также бросать гранаты и зажигательные смеси. Но что касается стрельбы: при удержании кнопки, на экране теперь появляется прицел, позволяющий стрелять на 360 градусов, хотя раньше можно было только влево и вправо.

Транспортных средств в GTA IVтоже стало меньше. Из игры исчезли все управляемые самолеты, велосипеды, амфибия на воздушной подушке, парашют, джетпак и даже святая святых – Танк! Тем не менее, у нас остались: автомобили, мотоциклы, лодки и вертолеты. В GTA IV они как никогда похожи на свои реальные прототипы. Стало совершенно очевидным, где здесь Мерседес, Ламборгини или Феррари. Физическая модель также стала намного реалистичнее, хорошо чувствуется работа подвески, а аварии еще никогда не выглядили так реалистично. И еще, из игры исчез тюнинг, а к покрасочной мастерской теперь добавилась автомойка. К интересным особенностям транспорта в GTA IV можно отнести появление в машинах GPS. Во время миссий на радаре отмечается кратчайший путь до цели. Также на карте можно выставить собственную метку. В дорогих машинах GPS даже озвучен, он может предупреждать о поворотах заранее.

Вместе с танком из четвертой части исчезли и военные силы. Тем не менее, полиции всё также помогают агенты FIB (игровой аналог ФБР) и спецназ. А сама система розыска претерпела серьезные изменения. На радаре во время погони можно заметить окружность, отмеряющую зону поиска. Чем выше уровень розыска, тем территория больше. Чтобы уйти от полиции, нужно скрыться из вида, покинуть отмеченную зону и некоторое время не попадаться на глаза силам правопорядка. Если Нико замечают, зона поиска перемещается и центрируется на нем. Полицейских звездочек больше нет, но перекрасить машину по-прежнему можно, теперь это действие перематывает время на шесть часов вперед.

В новой части GTA, Rockstar наконец-то вняли здравому смыслу, и теперь сами разработали для игры многопользовательский режим, поддерживающих до 32 игроков.

Через год для вышло два больших сюжетных дополнения к оригинальной Grand Theft Auto IV. Первое из них называется The Lost and Damned, а второе – The Ballad of Gay Tony. Действие Эпизодов происходит в том же самом Либерти-Сити, что и GTA IV. Город практически идентичен, за исключением некоторых важных мест. Дополнения содержат собственных главных героев, новых персонажей и сюжетные задания. Связующим звеном является линия о бриллиантах, принадлежащих Рэю Булгарину. Они выскальзывают из его рук, после чего ими пытаются завладеть каждый из героев – Нико Беллик из GTA IV, Джонни Клебиц из TLADи Луис Лопез из TBOGT, по своим причинам. Кроме того, все три героя также связаны с большой партией наркотиков, за которыми пристально следит полиция. Вместе три сюжета образуют один, проливая свет на многие белые пятна, в сюжетах друг друга. Герои добавляют в игру некоторые новые возможности, оружие и транспорт, сайты в интернете, программы по телевизору и треки на радио, в том числе и несколько новых радиостанций. Что интересно, в Эпизодах все районы города открыты изначально и доступны для исследования, в отличие от GTA IV.

Сюжет « The Lost and Damned» стартует в то время, когда Нико Беллик начинает работать на Михаила Фаустина. Об этом свидетельствует рассказ одного из байкеров о том, что он встречается с дочерью какого-то русского, которым и является мистер Фаустин. Главный герой игры, Джонни Клебиц, является вице-президентом байкерского клуба The Lost. «Заблудшие» – это настоящая банда вооруженных головорезов, предпочитающих мотоциклы вида чоппер. Они вооружены не какими-то дубинками, а настоящим огнестрельным оружием. Нужно оно для защиты от других банд, или для нападения на них, тут как получится. У банды имеется собственный клуб The Lost Liberty – с выпивкой, стриптизершами, бильярдным столом и прочими атрибутами байкерского клуба. Джонни спит прямо здесь, на матрасе в подсобке, где также находятся компьютер и телевизор.

Первое и самое важное новшество в TLAD — это появление собственной банды, готовой явиться на выручку по первому зову. Это не безликие клоны, как в GTA: San Andreas, вы будете знать имя каждого из них, и даже уровень. Уровни накапливаются за выживание во время налетов на вражеские банды. Погибший товарищ замещается новичком, оставляя после себя фотографию на стене, в клубе банды «Заблудших». Кроме «боевых товарищей», у Джонни также есть друзья, с которыми он может проводить время. Также они с самого начала могут оказывать услуги – подгонять мотоциклы и оружие.

К развлечениям и соревнованиям, добавился аэрохоккей. Кроме того, в клубе можно сыграть в карточную игру «больше-меньше» и посоревноваться в армреслтинге. А в городе можно принять участие в байкерских гонках, в которых к тому же можно использовать дубинку. Что интересно, Джонни не посещает магазины. Сменить его клубную кожаную куртку невозможно, да и зачем? Это было бы нелепо. Изменениям подвергся также интерфейс, он «состарился» и приобрел в деталях. Кроме того, сильно изменилась палитра города: теперь она полностью желтовато-серая, и мало что её нарушает. А вместо голубей, теперь нужно убить 50 чаек, в награду станет доступен мотоцикл «Инновация».

«The Ballad of Gay Tony» начинается в тот момент, когда Нико Беллик, вместе с семейством МакРири, грабили банк Либерти-Сити. «Баллада» целиком и полностью посвящена всему гламурному и грязному. Гей Тони, он же Голубой Тони, он же Энтони Принц, владелец двух ночных клубов в Либерти-Сити, одного для голубых, и второго для гетеросексуалов. Но играем мы, к счастью, не за него, а за его телохранителя и партнера Луиса Лопеза, латиноамериканца традиционной ориентации. Луис помогает Тони, работая в клубах вышибалой и выполняя по его указу многие незаконные дела. Дело в том, что Тони там и сям задолжал немало денег, и если не расплатится, может потерять свой бизнес. Кроме того, Луису приходится заботиться о своих родных и друзьях, которые то и дело попадают в неприятности.

Отличительной особенностью «Баллады» является уклон в сторону от реалистичности. В отличие от GTA IV и TLAD, она больше не пытается быть серьезной. TBOGT в этом плане куда больше напоминает Vice City и San Andreas. Она яркая, красочная и очень веселая. Rockstar продолжили активно наверстывать нехватку побочных миссий в оригинале. Так, были добавлены «нарковойны» – задания по перевозке наркотиков, за выполнение каждых десяти штук в которых в квартиру Луиса доставлялось оружие. В родном районе Луиса проводятся рукопашные бои без правил, в которых можно участвовать за деньги. Появилась возможность сыграть в настоящий гольф. Также стоит упомянуть о работе в ночном клубе. Луис может заступить на дежурство вышибалой. Появилась мини-игра с распитием шампанского и танцы (снова машем ручкой San Andreas), на которых можно подцепить девушку.

Всё в том же 2009 для PSP и Nintendo DS вышла Grand Theft Auto: Chinatown Wars. История Либерти-Сити из GTA IV не заканчивается на Эпизодах. Действие GTA: Chinatown Warsпроисходит через год после событий четвертой части, в 2009 году. «Войны в китайском квартале» используют районы Брокер, Бохан и Алгонквин, но Олдерни был вырезан. Главный герой — Хуан Ли, прилетел в Либерти-Сити на самолете, чтобы передать дяде меч своего умершего отца, бывшего босса триады. Но не успел он спуститься с трапа, как угодил в вооруженную засаду, был похищен и чуть не убит. В китайском квартале назревает война за власть, в которой Хуан Ли придется принять непосредственное участие. Первичный выпуск игры на Nintendo DS не мог не сказаться на графике и игровом процессе. Так, хотя графика в игре была трехмерной, камера при этом была изометрическая с видом сверху, но с возможностью горизонтального вращения на 360 градусов. Кроме того, внешне игра выглядит очень мультяшно. Сюжет был передан в виде комиксов. Игровой процесс Chinatown Warsместами отличается от других игр серии. Так, что бы угнать автомобиль со стоянки, нужно пройти мини-игру, которая разнится в зависимости от возраста авто. Когда-то нечто подобное было анонсировано для GTA IV, но к релизу исчезло из игры. Надо сказать, что за сюжетные задания платят очень скудно. Чтобы оценить всю трагедию: Хуан может копаться в мусорных баках в поисках еды, а также денег, оружия и наркотиков. Также Хуан вынужден податься в наркобизнес, покупая и перепродавая товар, находя других дилеров с помощью КПК. Кроме того, в игре присутствовали миссии скорой помощи, полиции, такси, гонки, угон машин, случайные встречи и мультиплиер на двух челавек.

GTA V была изданная для игровых консолей PlayStation 3 и Xbox 360 в 2013 году. В последующие годы, обновлённая версия (с кучей ништяков в духе вида от первого лица) вышла на платформах Microsoft Windows, PlayStation 4 и Xbox One. Вся территория (сам город размером с новый Либерти-Сити из GTA IV — плюс прилегающая к нему сельская местность площадью еще два раза по столько же) в кои-то веки открыта с самого начала: никаких оправданий типа «мосты закрыты из-за террористической угрозы». И везде, абсолютно везде, можно наткнуться на что-нибудь интересное. В первую очередь это и отличает GTA V от коллег по жанру — песочница здесь настолько яркая, продуманная и непредсказуемая, что в любую минуту можно вляпаться в историю. Бандиты воруют сумочки, копы перестреливаются с уличными бандами, лесные олени выбегают на дорогу, на стройках происходят аварии, люди ругаются и дерутся. GTA теперь — не просто территория, по которой нужно по сюжету ехать из точки в точку, время от времени, если заскучаешь, прерываясь на массовые убийства. Rockstar, пройдя тернистым путем эволюции, добились почти идеального игрового пространства, создали настоящую экосистему, почти без правил и условностей. Да еще и очень красивую и уютную. Каждый уголок, каждый закуток и каждая улица теперь действительно уникальны. Даже, казалось бы, совершенно бесполезные локации, в которых игрок с 95% шансом никогда не окажется, также качественно обрабатываются как и все остальные. Нет больше стандартной копирки, по заполнению пространства безликим одинаковыми конструкциями и объектами. Все кафе, рестораны, магазины, отели, банки и даже жилые здания теперь имеют уникальное лицо и собственный дизайн. Не все конечно интерактивны и заглянуть в гости к каждому американцу лично пока нельзя, но общие впечатление от прогулки по такому городку остаются только хорошие. А из-за качественной отрисовки, вообще трудно понять, куда можно войти, а куда нет. В пример, наверное, стоит привести главную улицу из GTA IV, где от рекламных билбордов глаза разбегались в разные стороны. При этом, в центе вечером, на красных коврах, как всегда пафосно презентуют новую голливудскую картину, а в гетто тем временем чернокожая братва устраивает уличные гонки или тусовки с жопастыми девицами и кучей дешевого алкоголя. Декорации для этого виртуально мира подобраны на отлично.

Когда стало известно, что в GTA V будет три главных героя вместо одного, у многих возникли сомнения — раньше Rockstar и с одним-то героем еле-еле справлялись. Но сомнения отпали — это лучшее, что можно было придумать, чтобы разнообразить игру. По сути, получилось три разных GTA, которые не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга. Франклин и Майкл, хоть и пытаются обмануть систему, все же живут по ее правилам; Тревор же — полный дегенерат, маргинал и асоциальный фрик — плевать на нее хотел. Как некоторые люди обычно играют в GTA, уничтожая все и вся на своем пути, так Тревор живет. И если в первых двоих можно заметить что-то от Си-Джея и Томми Версетти соответственно, то Тревор — это скорее Клод из GTA 2, который выживает как может и как умеет. Все трое волею судьбы оказываются связаны общей сюжетной линией, которая, впрочем, сводится к стандартному для серии мотиву: заработай кучу денег, наживи как можно больше врагов, а потом убей их.

В геймплее доминируют погони и стрельба, теперь правда есть ещё и стелс. Если кратко, то GTA V можно назвать гибридом TPS шутера, гонок и спортивных симуляторов. В режиме свободного исследования – это огромная песочница с кучей мини игр: гольф, йога, тенис, уличные гонки, тир, развлечения для взрослых и пр. Всё как всегда. Отличительной особенностью геймплея является то, что игрок может управлять почти всем транспортом, вплоть до погрузчиков, портовых кранов, подводных лодок и грузовых самолётов. Это было и раньше, но теперь игрока пускают почти за всё, что движется. Также в новой части на первый план выползает ограбление банков, в принципе, даже как основная цель. Из-за этого в GTA V даже появились новые игровые элементы: организация и планирование ограблений, вплоть до поиска транспорта и оружия, также появился ручной подбор команды и выбор способа ограбления. Это, конечно же, не PayDay с его дотошными ограблениями, но всё же, по сравнению с прошлыми играми серии, налёты за «наликом» теперь стали намного серьёзней и продуманней. К тому же работает у нас теперь целая банда. В наличии также множество мини игр в виде спортивных состязаний, гонок, бытовых развлечений и тому подобного. При этом взаимодействие с игровым миром этим не оканчивается. В GTA V очень много интерактивных объектов: кафе, рестораны, заправки, всевозможные магазины, парикмахерские, стрипклубы, оружейные и т.п. В большом городе всегда есть чем заняться, пятая часть в этом плане ещё более продвинулась вперёд. Ну, а теперь с подробностями по всему выше перечисленному.

Уже по традиции пятая часть обзавелась собственным интернетом, с онлайн магазинами, электронной почтой и прочим. Идеи четвертой части не стали развивать дальше, хотя, теперь можно через интернет купить кучу всего, даже танк, но всё это скорей идёт как дополнение. Туда, в принципе, можно и не заглядывать на протяжении всего прохождения. Редкие задания, в основном дополнительные, будут требовать от вас посещать всемирную сеть. Телефон активно используется в игре, при помощи него даже можно подрывать взрывчатку.

Если брать в пример оружие, то его как минимум стало в два раза больше. Каждого вида стало по два, а пистолетов и того больше. Появились пулемёты, с хорошим магазином, автоматические дробовики и барабанные гранатомёты. Есть классическая РПГ и «шестистволка». Оружия ближнего боя стало меньше, зато появилось больше взрывчатки и гранат, также в магазине теперь доступен парашют и ряд редкого коллекционного оружия. Есть даже канистра бензина, которую можно использовать почти также как и в Postal. На радость фанатам, оружие теперь можно апгрейдить. Причем, это не просто визуальные улучшения, оно реально становится лучше от обвесов. Понижается отдача, магазины становятся вместительней, увеличивается кучность и повреждения. Конечно, есть и просто визуальные навороты, типа военных и маскировочных раскрасок, есть даже фонарь. Нельзя не радоваться глушителю, что можно нацепить теперь на что угодно.

Одежда и внешний вид тоже претерпели изменения. Шмоток много, как и самих магазинов, где везде продаётся свой товар. Примерно тоже, что было в «Мафии 2». Задания, кстати, тоже повязали с одеждой. Нельзя не обрадоваться тому, что теперь можно одевать всё, что продаётся в магазине. Даже детские розовые платья. В мультиплеере таких «красавцев» пруд пруди, без смеха на них просто не взглянешь. При этом можно набивать татуировки и менять прическу. Вариантов костомизации прилично. Прокачка песонажа вернулась в серию GTA. Кроме общих навков, каждый герой имеет индивидуальную способность, дающую ему преимущество в определённой ситуации;

  1. Майкл получает замедление времени во время перестрелок пешком.
  2. Франклин получает замедление времени во время вождения авто.
  3. Тревор получает замедление времени в перестрелках и при этом увеличивает повреждения от оружия, а также регенерирует здоровье.

Сюжет игры начинается 2004 году, в Людендорфе, Северный Янктон. Профессиональные грабители и лучшие друзья — Майкл Таунли, Тревор Филипс и Брэд Снайдер совершают налёт на местный банк. Ограбление удаётся, но при отходе машина попадает в аварию, и героям приходится убегать пешком. Брэда и Майкла подстреливает агент ФРБ — Дейв Нортон. Тревору удаётся сбежать. Но, как выясняется позже, смерть Майкла была инсценирована: он до ограбления вступил в программу по защите свидетелей, начал сотрудничество с ФРБ и, ради спасения себя и своей семьи, завёл друзей в засаду. Он получает от ФРБ дорогой особняк, деньги и, чтобы выживший Тревор его не нашёл, Майкл меняет свою фамилию «Таунли» на «де Санта». Действие игры переносится в 2013 год, в Лос-Сантос, штат Сан-Андреас. Майкл имеет напряжённые отношения с семьёй: его жена Аманда постоянно тратит его деньги и изменяет ему, сын Джимми помешан на видеоиграх и наркотиках, а дочь Трейси пытается попасть в телевидение, в частности в порно-индустрию. Майкл ходит на сеансы к психотерапевту Исайе Фридлендеру, который, по его мнению, ему совсем не помогает. На улице к Майклу обращаются двое афроамериканцев — Франклин Клинтон и его друг Ламар Дэвис — и спрашивают адрес одного дома. Они угоняют у владельца этого дома два спорткара для работодателя Франклина Симона Етаряна — хозяина автомобильного салона. В салоне Симон продает в кредит внедорожник сыну Майкла Джимми. Но вскоре Симон поручает Франклину выкрасть машину из дома Майкла «за просрочку». Франклин пробирается в дом и угоняет машину. Но на заднем сиденье оказывается Майкл, который приставляет пистолет к голове Франклина и заставляет въехать в окно автосалона Етаряна. Майкл избивает Симона за мошенничество, Франклин теряет работу. Чуть погадя в игру вступает Тревор. На этом пожалуй хватит спойлеров, лучше просто попробуйте GTA V на вкус.

Запись была опубликована . Добавьте в зкаладки ссылку.